Камни как элемент садового дизайна японского сада
Автор: И. Г. Жилякова   Закрыть окно
Элемент оформления беседки в саду камней
В «садах камней» на Востоке заключен глубокий смысл, освященный тысячелетними традициями и национальной символикой. Сложные ассоциации вызывают они у зрителя: с морем, омывающим скалистые берега; с белой пеной облаков, над которыми высятся вершины гор; с семейством тигров, переплывающих реку. Каждый камень японец видит как самостоятельную скульптуру, от размеров и формы которой зависит философское содержание сада в целом.

Крошечный сад при японском доме (порой его площадь всего 10-15 м2) рассчитан не столько на передвижение по нему, сколько на созерцание его теми, кто сидит на веранде. Именно поэтому, восхищаясь культурой японского сада, мы не можем позволить себе копировать схемы компоновки и размещения камней. Такое подражание может привести только к воспитанию дурного вкуса, хотя следовать основным композиционным принципам, безусловно, полезно. Изучая планировку и дизайн японских садов, мы можем научиться выбирать камни красивой формы, компоновать их в группы, удачно сочетая с песком и растениями.

Японский сад камней
Одним из самых популярных является сад камней монастыря Реандзи в Киото, созданный в конце 15 - начале 16 веков. Он представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23 х 9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположены группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состоит в том, чтобы дать импульс его фантазии.

Элемент оформления
Сутэ-иси - искусство расстановки камней - считается главным в работе художника сада. Камни подбирают по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и другим его элементам. По форме их делят на такие разновидности: низкую вертикаль, плоский, лежачий, и из них составляют основную и второстепенную группы. Определяет композицию главный выбранный камень. С двумя меньшими по размеру он образует триаду (по аналогии с триадой божеств в буддистском храме). В японском саду камни всегда размещают по диагонали, параллельно или почти параллельно линии главной части сада, используя необработанные, покрытые ржавчиной или мхом экземпляры, подвергшиеся световой или водной эрозии, чаще всего голубовато-зеленого, коричневого, красного или пурпурного цветов, реже - белого. Композиция составляется, как правило, из нечетного числа камней: один-три. Композиция из трех камней, включающая один большой камень и два небольших, - традиционная и наиболее популярная. В композиции из пяти и более камней вершину должны составлять три камня с одной общей точкой, которая может быть опущена. Камни устанавливают на грунте или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности. Пространство между ними можно использовать для посадки травянистых растений или кустарников; каменные группы можно размещать вдоль берега на основаниях из меньших камней или кирпичей. Уровень воды - основная поверхность, относительно которой располагают камни.

Каменные дорожки и тропинки - неотъемлемый элемент японского сада. Для устройства дорожек используют камни с одной ровной стороной (неровную зарывают в землю; ось каждого камня при этом должна быть перпендикулярна направлению тропинки). В японских садах широко используют песок и мелкий гравий разнообразных цветов и оттенков: от белого до темно-коричневого и черного. Чаще всего песок или мелкий гравий размещают на небольших участках сада, защищенных от ветра, и ограничивают бордюром из кирпича и камня (во избежание засорения лужаек). На утрамбованную землю насыпают слой песка толщиной 5-6см и граблями наносят рисунок - волны, рябь; при благоприятных погодных условиях слой песка сохраняется в течение двух недель. По необходимости песок досыпают. Песчаную поверхность периодически опрыскивают водой.